Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914) / Сост. Н.Г.Павловский

Екатеринбург: Демидовский институт, 2007. – 384 с.
К читателю:

     Перед вами воспоминания человека, которому судьба предназначила служить России на высоком посту в провинции, то есть видеть ее государственным оком не сверху вниз, а изнутри. Обзор был не маленький — целая губерния и какая — Пермская. Тогда это весь Средний Урал, часть Приуралья и Зуралья.
     Автор «Воспоминаний» Иван Францевич Кошко был одним из лучших служащих ранга губернатора, выдвиженцем П.А.Столыпина. В нашей истории государственная власть всегда играла значительную роль. Предназначение истории — восстановить реальную картину прошлого и дать справедливую оценку ее деятелей.
     «Воспоминания губернатора» — ценный исторический источник, создатель которого был одновременно и действующим лицом, и свидетелем исторической драмы разрушения Российского государства в начале XX столетия.
     Период кануна Первой мировой войны и 1917 года еще не осмыслен, поэтому новые документальные свидетельства того времени для нас бесценны, если они достоверны. В этом плане «Воспоминания губернатора» заслуживают полного доверия. Мы сможем понять, что собой представляло это важное звено государственного управления, его прерогативы, реальные права и обязанности, принципы и мотивы принятия конкретных решений, оценить их результаты, так как знаем, что было потом...
     Заслуживает внимания и язык мемуаров, свободный от бюрократических штампов и иностранных слов. Автор в совершенстве владел всем богат­ством родной русской речи и в этом особая ценность и привлекательность его книги для современного читателя.
     «Воспоминания» знакомят нас с жизнью и деятельностью человека, заслуживающего глубокого уважения, жившего в другую эпоху, не менее сложную, чем наша, ибо у России легких времен не бывало.

доктор исторических наук

А.С.Черкасова


*    *    *
Предисловие:

Первая часть «Воспоминаний губернатора», изданная в количестве трех тысяч экземпляров, разошлась в три месяца, что, по словам опытных в издательском деле людей, свидетельствует о незаурядном успехе книги. Все газеты как либерального, так и консервативного направления посвятили ей большие статьи, преимущественно в форме фельетонов, причем первые, то есть либеральные органы, относятся к моим воспоминаниям насмешливо, помещают случайные по своему значению выдержки из книги, не столько характеризующие ее содержание, сколько дающие повод высмеять мою личность и деятельность: свою заинтересованность моей книгой объясняют тем, что видят в ней отражение миросозерцания среднего, так сказать, губернатора столыпинской эпохи и, поражая меня сарказмом, приписывая мне убожество понимания происходивших тогда политических событий, бичуют не столько меня лично, сколько правительственный строй того времени. Консервативная печать, особенно «Московские ведомости», дают чрезвычайно лестную оценку книге, считая ее талантливо и очень интересно написанной, находят изображение тогдашних событий вполне правдивым и исчерпывающим, что придает, по их мнению, самой книге большое общественное значение. Разумеется, я не буду оправдываться перед нападками на меня и не стану пытаться доказать тенденциозность критики либеральных газет. Пусть об этом судит сам читатель. Но такое внимание к моему труду как со стороны моих единомышленников, так и противников придает мне смелость взяться за продолжение моих губернаторских воспоминаний и в настоящей книге изложить мои переживания в Пермской губернии, где я прослужил около четырех лет. Делаю это с большой робостью, так как моя служба в Перми протекла в годы сравнительного политического затишья, а потому читатель не найдет в ней описания таких событий, которые приковывают к себе все его внимание, совершенно независимо от умения автора заинтересовать своим рассказом. Но Пермский край полон таких особенностей, богатства его так разнообразны и о них еще так мало у нас знают, что, может быть, мне и удастся быть не очень скучным, и читатель простит мне мою литературную неумелость. Буду по-прежнему совершенно искренен, прост, не стану драпироваться модными веяниями, о живущих еще людях буду говорить возможно сдержанно, не позволяя себе ненужных осуждений.

26 июля 1917 г.

И.Кошко